Смазка для металлообрабатывающих станков

Работа металлообрабатывающего оборудования невозможна без применения смазки. Для ее создания используются индустриальные и растительные масла.
На крупных предприятиях функции контроля за состоянием смазки станочного парка возложены на ремонтные службы. На менее крупных - это обязанность станочника. Устройство системы смазки, особенности ее обслуживания изложены в техническом паспорте на каждый станок.
Существует несколько типов системы смазки:
- автоматическая
- полуавтоматическая
- ручная
Автоматическая централизованная смазка узлов – это принудительная подача масла с помощью насоса из специального резервуара. Масло по трубопроводам подается к узлам и стекает, пройдя фильтрацию, назад в резервуар. Таким образом смазываются механизмы коробки скоростей и подачи. Другие узлы могут смазываться автономно, но тоже автоматически: из масляной емкости, также насосом, подается масло на другой узел с возвратом его в емкость. Другим видом автоматической смазки является погружение деталей в масляную ванну и создание масляного тумана.
Полуавтоматическая система и автоматическая система могут применяться одновременно на одном станке. Полуавтоматическая смазка – это, когда станочник сам определяет, какой узел нуждается в смазке. Для этого на станке имеются указательные глазки. В полуавтоматическом режиме смазываются направляющие детали станка (например, станина и суппорт у токарного станка).
Независимо от того, что смазка осуществляется в автоматическом или полуавтоматическом режиме, станочник обязан следить за уровнем масла в системе, качеством масла, осуществлять его замену. Для смазки станков применяются индустриальные масла с низкой вязкостью.
Главное свойство, учитываемое при определении качества смазки - вязкость. Промышленные масла подразделяются по классификации ISO (организации занимающейся разработкой стандартов) на 18 классов вязкости от 2 до 1500 м2/c при 40 гр.
Но, чтобы правильно выбрать промышленное масло, надо знать не только вязкость, но и область применения смазки.
Основные классификаторы, определяющие назначение смазки
- F – шпиндели;
- С – зубчатые передачи;
- Х – применение пластичных смазок;
- G- направляющие скольжения;
- M – механическая обработка;
- НН – не ингибированное минеральное масло.
Все поверхности (не только трущиеся) полагается ежедневно смазывать в конце рабочего дня, после перерыва в работе, в начале рабочей смены. Абразивная пыль, оседающая на станке способна вывести его из строя. Ручная смазка ходовых частей, несущих поверхностей применяется при наличии автоматической системы смазки.
Индустриальные масла предназначены:
- для смазки;
- охлаждения;
- выноса отходов;
- консервации;
- уплотнения.
Для каждой модели станка требуется своя смазка.
Токарный станок. Применяется индустриальное масло средней вязкости. В коробку скоростей заливается консистентная смесь из индустриального масла и вазелина.
Фрезерный станок. Смазывающий состав подается в две системы одновременно: циркуляционную и гидросистему. Смазка для циркуляционной системы – индустриальные смазочные средства с низкой вязкостью. Гидросистема заполняется маслом более высокой вязкости.
Шлифовальный станок. Применяются масла для направляющего скольжения низкой вязкости. Оно используется и для направляющих и для гидросистемы.
Сверлильный станок. Индустриальные масла выполняют роль смазки и наполнителя гидросистемы.
Особенности выбора смазки для обработки чугуна
В машиностроении при обработке используется серый чугун, в состав которого входит графит. Из чугуна изготавливают массивные детали: втулки, станины станков, основания. Масса литых деталей может достигать до 100 т с толщиной стенок до 20 см. Обладая большой массой, они имеют высокую инерцию, не реагируют на внешние возмущения, гасят колебания.
Смазка массивных чугунных деталей производится тем же смазывающим составом, что и стальные части станка. По своему химическому составу серый чугун близок к стали.
Применяемая в машиностроении охлаждающая жидкость чугуна – это керосин или смесь минерального и растительного масла при нарезании резьбы. Керосин обладает хорошей текучестью, глубоко проникает в поры металла, обладает щелочной реакцией, нейтрализует ржавчину и грязь. Минеральное масло в сочетании с растительным маслом имеет высокую смачивающую способность, создавая при нанесении резьбы плотную пленку, предохраняющую от появления трещин. В остальных случаях эмульсия чугуна представляет из себя дисперсно-водные, мыльно-водные растворы. Обработка чугуна может производиться всухую.
Особенности выбора смазки для обработки стали
Стальные поверхности обрабатываются индустриальными маслами, указанными в техническом паспорте станка.
Употребляемая охлаждающая жидкость в виде эмульсии стали – это керосин и сульфофрезол. Они применяются при нанесении резьбы, шлифовании. Это относится и к легированным и к углеродистым сталям. На станках-полуавтоматах, автоматах, резьбонарезных, сверлильных работах применяются сульфофрезолы с содержанием серы 1,7%. На высоких оборотах сернистая стружка начинает дымить, испаряя сернистые соединения. В таких случаях применение этого вида СОЖ запрещено и используют водосмешиваемые СОЖ.
Особенности выбора смазки для сплавов и алюминия
Чаще всего используемая охлаждающая жидкость для сплавов – это смесь минерального и растительного масел. Для бронзы это операция нанесения резьбы, для латуни – заточка и резьбонарезание.
При обработке алюминия применяется эмульсия сплавов в виде:
- смеси из минеральных масел при операциях фрезерования и точения;
- сульфофрезола (осерненного масла) для резьбы;
- керосина для шлифовки и хонинговки.